Система оценки аниме

 
 
Привет! Как можно было догадаться по очередной безвкусной аватаре, это снова я.
И я выполняю обещание объяснить, по какому принципу расставлены оценки в моём списке аниме на Полке.
Хотя я пафосно называю это системой оценки, стоит признать, что она далека от завершения и едва ли претендует на статус строгого алгоритма. Единственная задача, которую эта система решает действительно эффективно – создание нормального распределения оценок вокруг некоего среднего балла, который зависит от "строгости" оценивающего. Благодаря этому, по идее, исключаются случаи злоупотребления слишком низкими или слишком высокими оценками.
Дабы более полно представить свою позицию, для начала я сделаю несколько довольно обширных отступлений, поэтому текста будет много.

Что нужно чтобы снять хорошее аниме?
Спасибо людям, которые надоумили меня досмотреть-таки Lucky Star, который я осиливал в течение двух лет по серии в месяц или два. Благодаря этому я могу привести тут цитату из "Счастливого канала №17":

Знаете ли вы три фактора, определяющих успех аниме?
Сейю, анимация и сценарий?
Неверно!
Любовь! Время! Бюджет!
И с последними двумя аниматоры ничего не могут поделать...
Поняли?
Неважно, насколько хорош оригинал! Плохой сценарий его испортит!
И неважно, как сильно стараются сейю! Это бессмысленно, если персонажи не раскрашены!
Ресурсы нужны во всех стадиях производства!
Нужно вкладывать себя целиком в работу!
Любовь и страсть... вот из чего создаются шедевры!

Основано на субтитрах [СowboyFunk & redbull], за которые им большое спасибо. Я немного подправил перевод на слух и убрал пару не относящихся к сути строк.

Время. Аниме создаётся по спирали – от простых набросков до финальной версии, путём постепенного улучшения степени проработки. Когда у аниматоров нет времени, в эфир идёт довольно сырая версия – недавно это можно было увидеть в одной из серий второго сезона Toaru Majutsu no Index. К выходу на дисках это исправляют, но в какой степени – дело конкретного случая. А для бесконечных сёненов это вообще вечная проблема.
Бюджет. Любой производственный процесс требует затрат, а их нехватка сказывается на качестве результата. И напротив, большой бюджет позволяет привлечь к проекту больше талантливых людей и шлифовать работу до упора. Яркий пример – Mahou Shoujo Madoka Magica: отрицающему ценности собственного жанра аниме рассчитывать на успех позволяет только близкое к идеальному исполнение – можете посмотреть на ANN сколько человек в этом успехе участвовало.
Любовь. Она самая. Чтобы выжать из материала максимум, аниматоры должны быть влюблены в собственную работу. Только тогда они могут учесть позицию зрителя и выбрать лучшее решение. По моему мнению, тут прячется "слабость" студии P.A.Works – там трудятся профессионалы, способные делать очень сложную анимацию, но их отношение выглядит сугубо рабочим.

Конечно же, на результат влияет уровень оригинальной работы (или просто задумки) и многое другое. Но когда речь идёт о степени реализации потенциала аниме, три перечисленных фактора имеют определяющее значение.

Составляющие аниме
Мы разобрались, отчего аниме могут получаться лучше или хуже, но вернёмся к вопросу оценки готовой работы. Для этого нужно выделить основные составляющие, которые и будут оцениваться.
Как и любое произведение искусства, аниме представляет собой облачённую в некоторую форму идею. Идея есть всегда – даже если на ней не концентрируют внимание прямым упоминанием, она проявляется в законах, по которым живёт изображённый на экране мир. Например, одна из популярных сейчас в жанре этти идей: во время боя на персонажах рвётся одежда и в каждый кадр обязательно попадает обнажённая грудь героинь. Ценность такой идеи сомнительна, но многим нравится.
Впрочем, когда мы пытаемся оценить аниме, об идее речь заходит обычно в двух противоположных случаях:
1. Когда стоит вопрос о том, можно ли назвать работу шедевром. Об этом я подробно писал в посте Немного о шедеврах.
2. Когда мы пытаемся разобраться, отчего же получилось так плохо. Причина провалов многих аниме кроется в том, что между формой и идей возникло несоответствие. Из-за этого пропадает внутренняя логика, а повествование разваливается на бессвязные сцены.
За исключением этих крайних случаев, при оценке аниме достаточно говорить только о форме:
Анимация. Основа всего. Неважно насколько хороши другие составляющие – плохая анимация может испортить всё. И напротив – хорошая анимация даёт огромный простор для подстраивания остальных факторов.
Звук. Музыку не просто так называют "языком чувств". Именно правильно подобранная фоновая музыка позволяет должным образом настроить зрителя на восприятие изображения. Ну а опенинги и эндинги (заставки и концовки, если угодно) – одна из фирменных "фишек" японской анимации. Здесь же нужно упомянуть и другую – сейю. Из-за чудовищной конкуренции в этой сфере сейю могут стать только очень талантливые люди, поэтому качество озвучания персонажей в японском аниме несравнимо ни с чем подобным в мире. В плане оценки тут можно судить только о том, насколько подходит персонажу выбранный для него голос – бывают абсолютно гениальные случаи.
Персонажи. Равно как причёска и глаза составляют 80% дизайна персонажа, анимация и голос определяют его самого практически полностью. Остаётся только характер, который определяет совершаемые поступки. На самом деле не так уж важно показывать причину формирования такого характера (это скорее вопрос сюжета), куда важнее сохранять единообразие принимаемых персонажем решений.
Сюжет. Наконец, когда собрались персонажи, на экране может развернуться история. Нередко сюжет сводится к поочерёдному подробному представлению действующих лиц, но куда интереснее смотреть на действие, в котором принимают участие разные персонажи, имеющие собственные мотивы. Иногда от "общего" сюжета сознательно отказываются, деля аниме на эпизодические истории – это не всегда является недостатком, но и хвалить сюжет в этом случае не за что.

Я специально акцентировал внимание на том, что каждая следующая составляющая сильно зависит от предыдущих. Ошибочный подход в анимации потянет за собой и всё остальное, а вот неудачный сюжет заденет разве что персонажей, и то – лишь отчасти. На этом основании я утверждаю, что приоритет важности составляющих соответствует порядку их перечисления выше, и самое важное в аниме – это анимация.
Однако в корне неправильно подумать, что сюжет при этом стал неважен вообще. Хотя разница и есть, она крайне невелика. У хорошего аниме все составляющее должны быть на высоком уровне.

А всё ли учтено?
Действительно. Только ли анимация, звук, персонажи и сюжет?
Конечно – нет.
Задача создания метрики, которая переводит нечто столь многомерное как аниме (я, естественно, не о 2D) в число от 1 до 10, изначально связана с потерей огромного количества информации. К тому же нередко встречаются оригинальные решения, которые в "общем виде" учесть нереально вообще.
Несколько дополнительных факторов для примера:
Стиль. Похожие ситуации должны разрешаться похожим образом, но при этом не должно возникать ощущения самоповторения. Хороший пример "стильного" аниме – Балбес, тесты и так далее. Есть и несколько иная форма стиля – когда делают что-то 3-4 раза похожим образом, а на следующий раз – нарочито по-другому. Это можно увидеть в Fresh Precure, просто сравнив четырёх героинь.
Атмосфера. Особенно важная штука для жанра ужасы – хорошо раскрытых персонажей жалко (а иногда просто нельзя) убивать, поэтому "обречённых" представляют поверхностно. В качестве компенсации этого недостатка выступает давящая атмосфера, когда зрителю постоянно намекают "сейчас что-то случится". Но атмосферными бывают и аниме других жанров, особенно те из них, что связаны с японской культурой – например, Тетрадь дружбы Нацуме.
Мир. Обычно сюжет аниме разворачивается в некотором подобии реального мира, к которому иногда добавляются "примечательности", на существовании которых основан сюжет. Но бывают случаи, когда придуманный мир в большей степени является плодом авторского творчества, чем просто наследует черты реального. Тут стоит выделить бесконечные сёнены типа Наруто и One Piece.
Прочее. Я привёл три относительно часто встречающихся особенности, но бывают и другие. Отрицательные особенности обычно нет большого смысла рассматривать – они и так сказываются на основных составляющих, а вот положительные могут немного повысить итоговую оценку.

Система оценки аниме
На основании всего вышесказанного, я предлагаю следующий подход к оценке аниме. Абстрактный пример:
За основу берётся начальная оценка
Анимация и звук: 3 / 5
Персонажи и сюжет: 2 / 4
Более подробно рассматриваются отдельные составляющие
Анимация – хорошая (+1)
Звук – ничего особенного (0)
Персонажи – неплохие (+0.5)
Сюжет – бред какой-то (-1)
С учётом этого считается сумма
Анимация и звук: 4 / 5
Персонажи и сюжет: 1.5 / 4
Суммарно: 5.5 / 9
Учитываются особенности (в случае суммы 9 – проверка на шедевр)
Допустим, нашли довольно серьёзный плюс: +0.5
Итоговая оценка
Итог: 6 / 10

Комментарии
Составляющие разделены на две пары с общими баллами по соображениям удобства и степени их взаимной связи.
Начальная оценка анимации и звука (3/5) учитывает факт, что минимальный итоговый балл – 1/10, а не 0/10.
Возможность оценить каждую составляющую всего на плюс-минус 1 балл, по идее, уменьшает степень субъективизма оценки. Но совсем убрать его, конечно, не может.
"Половинчатые" баллы возникают естественным образом и никуда от них не деться, я пытался.
При учёте особенностей предполагается либо неизменность оценки, либо максимальная добавка +0.5 балла. При сумме 9/9 её тоже можно добавлять с итогом 9.5/10. Но вот превращение 9/9 в 10/10 – это особая тема.

Пара примеров
Steins;Gate
Анимация и звук: 5 / 5
Персонажи и сюжет: 4 / 4
Особенности: отображение сути времени – шедевр
Итог: 10 / 10

Baccano!
Анимация и звук: 5 / 5
Персонажи и сюжет: 4 / 4
Особенности: по ранобе Нариты Рёго
Итог: 9.5 / 10

Hayate no Gotoku!! (именно второй сезон)
Анимация и звук: 5 / 5
Персонажи и сюжет: 3 / 4
Особенности: Хинагику *_*
Итог: 8.5 / 10

MM!
Анимация и звук: 4 / 5
Персонажи и сюжет: 2 / 4
Итог: 6 / 10

В обзорах я буду сопровождать оценки более-менее подробными комментариями.
На моей аниме-полке оценки расставлены преимущественно по этой системе, но есть и исключения – некоторые очень давно просмотренные аниме оценены несколько иным методом (впрочем, не имеющим разительных отличий от этого). Помимо этого есть проблема оценок с "половинками" – я их ставил и в большую, и в меньшую сторону по своему усмотрению.
Ориентирована система на оценку сериалов: фильмы сильно тяготеют к оценке 8/10, а OVA'шки с её помощью оценивать совсем сложно.
 
 
Автор:Anti
скачать софт Сначала зайдите на newfilmak.org, а потом обязательно на newdownload.ru и не пожалеете